Человеческая психика – удивительная область, по-разному реагирующая на различные факторы. Эффект Зейгарник в психологии— это состояние человека, когда постоянная память о незавершенном действии, не позволяет его оставить невыполненным. На самом деле с ним сталкивался практически каждый человек, просто не всякий знает определение этому состоянию. Наверняка у вас были моменты, когда вы не завершили какое-либо начатое дело за день, а потом долго не могли уснуть, ворочались и переживали. Нередко бывает, что незавершенные события прошлого не дают нам покоя много лет. Мы чувствуем дискомфорт, когда вспоминаем о них.
Подобный эффект в разной степени характерен для всех людей, и психологам он известен относительно давно. Узнайте, что представляет собой Эффект Б. Зейгарник, это поможет вам лучше познать себя и рассмотреть свою психику с новой стороны.
Содержание статьи
- 1 Как и кем был открыт эффект Зейгарник
- 2 Как проходили научный эксперимент и исследования Зейгарник
- 3 Конфликтующие исследования
- 4 В чем суть эффекта Зейгарник
- 5 Шаг в сторону гештальт-терапии в психологии
- 6 Эффект Зейгарник и неврозы
- 7 В каких сферах применяется эффект Зейгарник
- 8 Обучение
- 9 Маркетинг
- 10 Улучшение эффективности
- 11 Психическое здоровье
Как и кем был открыт эффект Зейгарник
Сам по себе эффект незавершенности, как психологическое явление существовал, скорее всего, с момента появления человека разумного. Просто раньше никто не замечал и не изучал этот феномен. Впервые он был открыт Блюмой Вольфовной Зейгарник – ученицей Левина, которая защитила на эту тему диплом в Берлинском университете.
На заметку!
К. Левин — крупнейший немецкий и американский психолог, яркий представитель гештальт-психологии — известен, прежде всего, как создатель теории психологического поля, в которой принципы гештальтпсихологии применены им для создания оригинальной теории личности, а впоследствии и как разработчик многих идей в области социальной психологии (социальная перцепция, групповая динамика, групповая дифференциация, типология стилей общения и др.).
Интерес к психологии человека и различным процессам в поведении людей проявлялось у Блюме еще в студенческие годы. Блюма родилась в северо- восточной части России в 1900 г. Девушка в двадцать один год вышла замуж, жила в Берлине и училась в вузе.
Зейгарник родилась в 1900 году, в 1921 поступила на филфак Берлинского университета. Но вскоре ее заинтересовали совсем другие области и она очень быстро переквалифицировалась на психолога. В то время Б. Зейгарник начинает посещать семинары выдающегося психолога Курта Левина, который активно изучал движущие мотивы и потребности личности, а также их зависимости от социального окружения.
Как-то, в один прекрасный день Блюма сидела в кафе вместе с К. Левиным и другими студентами. Был час пик, в заведении было полно народу. Наблюдательная студентка заметила интересную вещь – один официант, несмотря на многочисленные заказы, ничего не записывал. Но при этом он не ошибался и приносит вовремя все заказы.
Зейгарник отметила его феноменальную память и решилась побеседовать с ним о его работе. Она спросила, помнит ли он блюда соседнего стола, который обслужил немного раньше их.
Официант не смог перечислить абсолютно весь заказ, ввиду большой работы и многолюдности в кафе. Но в этот момент у Блюмы зародилась идея, где направление ее изучения было выбрано. Ей оставалось только подтверждение этого феномена.
Позже она также беседовала и с другими официантами. Почти все говорили, что с момента принятия заказа и до подачи блюда они отлично помнили, что заказал посетитель. Но как только блюдо оказывалось на столе – информация о заказе практически мгновенно забывалась.
В дальнейшем интерес студентки Зейгарник перерос в научное исследование и был перенесен в стены университета. Блюма сконцентрировалась на экспериментальном обосновании теории, ранее уже предложенной Левиным. Суть эффекта сводилась к тому, чтобы показать и научно зафиксировать – если человека прервать в деле и не дать закончить начатое, он будет пребывать в состоянии эмоционального напряжения, которое сохранится до тех пор, пока дело не будет завершено. Кроме того, всё это время он будет помнить о задании и всех его деталях.
Тема дипломной работы над явлением, впоследствии прославит ее и обретет термин, названный в ее честь «Эффект Зейгарник — в психологии». Это была ее 1первая научная работа. На тот момент женщине-психологу было 27 лет.
Как проходили научный эксперимент и исследования Зейгарник
Исследование было простым с добровольными участниками. Всех добровольцев разделили на две отдельные группы. Одной группе людей давали задания и позволяли полностью завершить их.
Вторую группы специально отвлекали, не давали выполнять задание до конца. Затем их отправляли по домам. Через несколько дней участников обеих групп спрашивали о содержании заданий. Те люди, которые не смогли довести дело до конца помнили все нюансы заданий хорошо. Кому же удалось завершить задание, помнили о деталях очень смутно.
В другой версии эксперимента над эффектом Зейгарник, Блюма обнаружила, что взрослые участники могли запоминать незавершенные задания на 90% лучше, чем когда они выполняли повторно завершенные. Начальные исследования Зейгарник были описаны в статье «О выполненных и незавершенных задачах», опубликованной в 1927 году.
Дальнейшие исследования психолога Зейгарник – эффект незавершенного действия.
Интересно знать!
На факультете психологии МГУ, где долгие годы работала профессор Б. В. Зейгарник, иногда вспоминают курьезный эпизод, происшедший на XIX Международном психологическом конгрессе (Лондон, 1969). Группа советских психологов в неформальной обстановке знакомилась с японскими коллегами. Те, выслушивая труднопроизносимые русские фамилии, в традиционной восточной манере вежливо улыбались и кивали. И тут им была представлена немолодая женщина маленького, почти кукольного роста. Выражение лиц японцев враз переменилось, дежурные улыбки сменились неподдельным изумлением. А самый молодой член японской делегации, забыв о деликатности, наивно воскликнул: «Так это вы и есть — Зейгарник? Неужели вы еще живы?»
В 1960-х годах исследователь человеческой памяти Джон Бадделей продолжил исследование этих результатов в эксперименте. Участникам был предоставлен ограниченный период времени для решения ряда анаграмм. Когда они не смогли разгадать анаграмму до истечения времени, им раскрыли слово «ответ».
Когда позже участников попросили вспомнить слово в анаграммах, у них появилась быстрее и лучше срабатывала память на слова, которые они не решили. Это подтверждает вывод Б. Зейгарник об эффекте, когда у людей сохраняется четкая память о незаконченной или прерванной деятельности и информации.
Читайте также:
Эффективный метод, как быстро избавиться от чувства сожаления о прошломКонфликтующие исследования
Однако не все последующие исследования нашли поддержку этому эффекту, открытому Зейгарник. Некоторые научные эксперименты не смогли показать тот же результат. А другие исследователи обнаружили, что существует множество факторов, которые могут влиять на силу эффекта.
Например, некоторые исследования показали, что мотивация способна играть важную роль в том, насколько хорошо люди запоминают информацию. Если они делают это намеренно, то вполне могут отлично запомнить дела, которые доводили до конца.
Тем не менее закон эффекта Зейгарник работает независимо от того, каким уровнем памяти обладает человек. Если он что-то не довел до завершения, он вес равно будет помнить об этом лучше, нежели когда дело завершено.
В чем суть эффекта Зейгарник
Эффект Б. Зейгарник заключается в следующем научном заключении – невыполненные задачи вызывают у человека напряжение памяти, которое не отпускает до тех пор, пока дело не завершено. Любое напряжение пытается достигнуть разрядки – доказанный факт. Кроме того, нечто завершенное нам нравится больше, чем незаконченное. Большинство людей испытывают неудовлетворенность, тревожность, проживания, когда поставленные перед ними задачи не закрыты. При этом совершенно не имеет значения, кто-то дал человеку задание или он поставил его себе сам.
К эффекту Блюмы Зейгарник относятся не только начатые дела, но и любые поставленные цели, планы, мечты, которые человек очень хотел и считал необходимым закончить, но не смог по тем или иным причинам.
Интересные факты о человеческой памяти:
Память развивается у человека до 25 лет. Пик ее возможностей припадает на 19-20 лет. Не удивительно: в этот период мы получаем образование. А вот угасать память начинает с 50 лет.
Многие люди ассоциируют потерю памяти со старением. Тем не менее потеря памяти с возрастом, как правило, происходит потому, что мы меньше тренируем наш мозг, когда стареем. При постоянной стимуляции память может оставаться феноменальной до глубокой старости.
Нельзя говорить о том, что забывчивость – это плохо. Благодаря данному свойству, мозг может освобождаться от ненужной информации для восприятия новой.
Шаг в сторону гештальт-терапии в психологии
Слово «гештальт» пришло к нам из немецкого языка (gestalt). В переводе оно означает: форма, целостная форма, структура, образ и т.д. Гештальт-терапия, как направление в психологии, зародилось в начале 20 века.
По своей сути гештальт – это целостная форма, образ, который приобретает уже совсем иные свойства, чем свойства составляющих его элементов. Наша психика способна воспринимать как отдельные элементы целостной картины, так и ее целиком. Наверняка многие слышали выражение «закрыть гештальт». Это означает, что у человека в памяти, в психике существует незавершенная ситуация, для закрытия которой не хватает каких-либо элементов.
Пока гештальт не закрыт, но может мучить, не давать покоя, вызывать переживания. Как только человеку удается собрать всю картину воедино и сделать выводы – гештальт закрывается и ситуация «отпускает», больше не тревожит.
Эффект Б. Зейгарник заключается в том, что она как раз и наблюдала, как незакрытые действия влияют на человека. Но ее исследования были больше направлены на память. Гештальт же затрагивает психику в целом.
Это тоже интересно:
Как на самом деле работает эффект плацебоЭффект Зейгарник и неврозы
Дальнейшие исследования ученых привели к выводу – чем больше у человека накапливается незавершенных дел, тем выше у него предрасположенность к неврозу.
Как это связано? К невротическим расстройствам склонны люди с низкой самооценкой, неуверенные, неспособные брать на себя ответственность, мнительные, наивные, асоциальные, легко убеждаемые, воспринимающие мир в негативных тонах. И именно такие личности более других склонны к не завершению начатых дел. Они намного реже других достигают результатов и поставленных целей. Таким образом, чем больше у человека сталкивается в своей жизни с эффектом Зейгарник, тем выше у него шансы получить невротическое расстройство.
Конечно, неврозы бывают не только у людей, обладающих описанными выше чертами. Иногда к неврозу приводят сильные психологические травмы, потрясения, пережитые трагедии.
Но как показали наблюдения, незавершенные дела, недостигнутые цели, склонность начинать и все бросать на полпути приводят к внутренним терзаниям, повышенной тревожности, депрессивности. Из этого всего формируются невротические расстройства. Эффект Зейгарник состоит в том, что человек помнит о том, что он не сделал, лучше, чем все то, что он совершил. Таким образом, психика личности фиксируется на неудачах. Из чего формируется негативный психо-эмоциональный настрой, и как следствие – невроз.
Онлайн запись к врачу в любом городе России
В каких сферах применяется эффект Зейгарник
Эффект Зейгарник в психологии способен играть и положительную роль, развивая личность, совершенствуя некоторые качества.
Данный эффект – это не просто интересное наблюдение о том, как работает человеческий мозг. При правильном использовании он может иметь конструктивные последствия в вашей повседневной жизни. Вы даже можете использовать это психологическое явление в своих интересах.
Здравый смысл может сказать вам, что завершение задачи – лучший способ приблизиться к цели. Эффект Блюмы Зейгарник вместо этого предполагает, что прерывание во время задания является эффективной стратегией для улучшения вашей способности запоминать информацию.
Для развития людей и достижения наилучших результатов Эффект психолога Зейгарник используют в самых разных областях.
Вам также может быть интересно:
Обучение
Если вы готовитесь к экзамену, прекратите на время учебные занятия, а не пытайтесь зубрить их всю ночь перед экзаменом. Изучая информацию с интервалами, вы, скорее всего, будете помнить ее лучше до дня тестирования.
Если вы изо всех сил пытаетесь запомнить что-то важное, кратковременные прерывания могут принести вам пользу. Вместо того чтобы просто повторять информацию снова и снова, просмотрите ее несколько раз, а затем сделайте перерыв. Пока вы сосредоточены на других вещах, вы обнаружите, что мысленно возвращаетесь к информации, которую изучали.
Маркетинг
Рекламодатели и маркетологи также активно используют эффект Зейгарник, чтобы стимулировать потребителей покупать товары. Например, режиссеры создают рекламные ролики, специально пропуская важные детали, чтобы привлечь внимание зрителей.
Они захватывают интерес и заставляют людей хотеть большего. Чтобы получить все интересующие подробности, люди должны совершить покупку или отправиться в магазин для детального рассмотрения товара.
Телевизионные шоу-программы и сериалы также используют эту стратегию. Эпизоды часто заканчиваются в момент активных действий, оставляя нерешенной судьбу персонажей или исход ситуации. Чтобы снять напряжение, создаваемое специально, зрители должны не забыть настроиться на следующий эпизод, чтобы выяснить, что происходит.
Улучшение эффективности
Мы уже выяснили – эффект Зейгарник состоит в том, что люди лучше помнят о незавершенном. Но зачастую мы откладываем задачи до последнего, выполняя их в бешеном темпе в самый последний момент, чтобы уложиться в срок. К сожалению, эта тенденция может не только привести к значительному стрессу, но и к снижению производительности. Делать быстро и много – еще не значит делать хорошо.
Один из способов преодолеть проблемы лени – применить эффект Зейгарник. Начните с первого шага, независимо от того, насколько он маленький. Как только вы начали, но еще не закончили свою работу, вы обнаружите, что думаете о задаче. Вы уже не сможете от нее легко оторваться, пока, наконец, не закончите ее. Вы, конечно, можете не завершать все сразу, но каждый ваш маленький шаг приближает вас к конечной цели.
Этот подход способен не только мотивировать вас к завершению, но также привести к чувству выполненного долга. Когда вы закончите работу, то легко сможете применить свою энергию в другом месте.
Психическое здоровье
Как вы уже знаете, эффект Зейгарник не всегда полезен. Когда вы не справляетесь с заданиями, они могут навалиться всем скопом вас, создавая непомерную нагрузку. Они будут вторгаться в ваши мысли, вызывать стресс, беспокойство и плохой сон. Эти деструктивные мысли могут вызвать невротическое расстройство и депрессию.
Тем не менее эффект Зейгарник может играть положительную роль в преодолении подобных трудностей. Повторяющиеся мысли способны побудить людей завершить начатое задание. Если вы начнете выполнять то, что еще возможно завершить, достигнуть, преодолеть – это обязательно приведет вас к чувству выполненного долга, успокоению, повысит вашу самооценку и уверенности в себе.
Вот мы и разобрались, что же такое Эффект Зейгарник в психологии, чем характеризируется и где применяется. Тренируйте свою память и сохраняйте внутреннюю энергию. В процессе работы, жизни не накапливайте сразу много незавершенных дел, которые будут сохраняться в вашей памяти и лишать вас сил. Даже маленькие шаги обязательно приведут вас к результату.
Автор, эксперт сайта: Анастасия Светлова
«Пережила криз ВСД, страдала неврозом и паническими атаками. Справилась со всеми расстройствами. Изучаю психологию, оздоровительные и духовные практики. Делюсь своим опытом и знаниями, чтобы помогать людям восстанавливать здоровье и внутренний баланс».
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.